Романский стиль в интерьере
По природе своей он отражал связь между Древним Римом, Византией и Европой. Он использует некоторые элементы, черты исторических стилей и даже строительные приемы, но только некоторые. Данный стиль несколько условен и не отражает в полной мере взятые за основу прообразы.
Самыми типичными строениями той эпохи были замки, храмы и монастыри. В них есть характерные особенности, которые сложно спутать с чем-либо: это очень массивные каменные своды, а также мощь стен и узкие, немногочисленные окна. Кроме того, углубленные входы с множеством ступенек и очень специфические башни – вот визитные карточки романского стиля, самые важные элементы его архитектуры.
Средоточием культурной жизни Западной Европы того времени был храм, он также типичный объект зодчества, без которого бы не было истории.
Внутри собора, а также по фасаду располагаются пластичные романские элементы, они украшают капители колонн, пространство стен над входом в храм (тимпаны), а также западный фасад. Основной вид скульптуры это рельеф. В нем отражены типичные черты романской скульптуры: схематичные тела, вытянутые в длину фигуры, увеличенные головы, яркая непропорциональность.
Фрески на стенах замков и храмов украшаются спокойные стены, широкое распространение постепенно получает и витражная техника, которая представляет собой живопись при помощи кусочков цветного стекла.
В оформлении помещений вся мебель эпохи Средневековья на время уходит на второй план. Примитивной конструкции, очень громоздкая, и часто кричащая яркостью красок. Наиболее традиционный вид мебели это сундук, практичный и универсальный. Его нередко использовали в качестве не только емкости для хранения вещей, но и как место для сна, отдыха, как кровать или скамью. Внешне сундук часто напоминает саркофаг античности, его дизайн постоянно изменяется в сторону разнообразия. В средневековых храмах устанавливали сундуки с дверцами и даже ножками, они стали прообразом современного вместительного шкафа.
Для сидения кроме сундуков изготавливали разнообразные стулья. Они не были мягкими, так как такой вид конструкции еще не придумали, чаще – очень высокие как в своей спинке, так и в ножках. Величина стула могла свидетельствовать о знатности его обладателя. Стулья покрывали краской, обтягивали холстом и наносили сверху слой гипса. Сам гипс после подсыхания расписывали красками.
Резные элементы в мебели появились несколько позже, к ним добавляются кованые элементы для красоты, а также разнообразие металлических деталей для усиления прочности.
Кровати по конструкции походят на рамы, установленные на резных ножках в окружении решетки. Кровати также играют важную роль, поэтому их делают комфортнее, насколько это возможно: подвешивают балдахины, украшают драпировками. Все это обилие складок выполняет функцию защиты от холода во время сна.
Полы в замках феодалов часто застилали коврами, купленными у торговцев Востока. Тканые ковры романской эпохи сохранились и до наших дней. Сегодня одним из самых известных образцов ткацкого ремесла той эпохи является гобелен королевы Матильды, который хранится в музее города Байё.