Античный стиль в интерьере
Древнегреческие интерьеры периода крито-микенской культуры подарили нам изящество и красоту живописи, керамики, архитектуры. Для них характерна монументальная роспись на стенах зданий – фреска, а также уникальные по дизайну и форме керамические изделия, обильно украшенные рисунками с морской тематикой: осьминогами, рыбами и моллюсками, красивым растительным орнаментом.
Крито-микенская культура по сути своей неоднородна, разнятся и ее стили. Дворцовые покои тех времен были обильно украшены роскошными фресками, на которых разворачивались военные баталии или были изображены сцены охоты. При этом для микенских дворцов характерно наличие мегарона – центрального зала в окружении колонн, в котором горел очаг. В критских же дворцах центром композиции становился открытый двор.
Стоит отметить, что в эпоху легендарного Гомера искусство было развито весьма слабо и наиболее значимые успехи мастера тех времен проделали лишь при производстве керамики, а также в росписи ваз в геометрическом стиле. Эти вазы, призванные украсить интерьер дворцов или скромных жилищ, отличались достаточно однообразным узором, схематической росписью в виде звезд или треугольников.
В архаическую эпоху наибольшее значение приобретают скульптура и архитектурные творения древнегреческих зодчих. Их основными задачами в тот период было строительство храмов. Именно тогда в арсенале архитектора появилась колонна – отдельно стоящая опора, подобная фигуре человека по форме и размеру.
Можно с уверенностью сказать, что мастера Древней Греции достигли в своем искусстве больших успехов. Керамика и роспись мастеров весьма сложна по технике исполнения: в рисунках кроме орнамента появляются изображения животных и людей. Керамика заполнила собой быт греков и служила одновременно посудой, емкостью для хранения и стилизованным украшением. В керамических сосудах хранили зерно и масло, использовали их для разведения вина с водой.
Что касается архитектуры, то тут все было богато и лаконично одновременно: синяя и красная краски, а также позолота для росписи стен, дерево и мрамор для строительства зданий. В мебели использовались простые формы, которые стали основой для новых стилей.
Греки предпочитали простоту – скамейки и стулья, простые формы – для повседневных нужд и чуть более вычурные – для церемоний.
Столы также подразделялись на два вида: рабочие и обеденные. Первые были совсем скромными, вторые – из ценных пород дерева, на трех ногах, выполненных наподобие звериных лап и своей формой напоминающие трапецию.
Мебель из бронзы, отделанная драгоценными металлами и с мягкой обивкой появилась несколько позже, в III веке до н.э.
Оригинальным декоративным элементом домашней обстановки можно назвать также небольшие сундучки, расписанные вручную.
Древние римляне, в отличие от греков, были более изобретательны в своих творениях. Притом, что они искусно подражали им, копируя стиль, они также сумели привнести в моду тех времен уникальные черты. Наибольших успехов творцы древнеримской эпохи достигли в городском благоустройстве и строительстве красивых городов.
Предшественники римлян, древние племена этрусков, населявшие территорию современной Тосканы, оказали существенное влияние на культуру древнего Рима. Они отличались тем, что были отличными ремесленниками и изобрели свой стиль в керамике. Этот стиль получил название «Буккеро» и предполагал предварительный обжиг сосудов до черного цвета с полировкой и нанесением рельефа в виде разнообразных птиц и животных. Бронзовое литье, которое применяли при изготовлении погребальных саркофагов, а также для производства посуды, предметов интерьера и различных диковинок, сохранилось до наших дней. Именно его и керамику этруски вывозили в Карфаген, Грецию и другие страны древнего мира.
Опираясь на их знания, на умения греков и подключив свои таланты, римляне проявили себя в архитектуре, придумав монолитно-оболочечную конструктивную систему. Они сделали опорой стену из бетона и кирпича, предоставив древнегреческому ордеру играть чисто декоративную роль, а кроме того объединили греческий портик с купольной конструкцией, создав новое архитектурное решение.
Именно в период античности произошло разграничение красоты и утилитарности, функциональности и декоративности. В этот период было принято украшать полы коврами и мозаикой, интерьер домов и дворцов изобиловал вазами, статуэтками. Потолки древнеримские зодчие выполняли с использованием кессонов – углублений, снимающих нагрузку с балок. Они же являлись оригинальным декоративным элементом.